О колледже

Кемеровский областной медицинский колледж по праву называют главной кузницей сестринских кадров Кузбасса.

Официальная дата открытия — 1935-ый год. В 2015 году колледж готовится отметить свой 80-летний юбилей. На протяжении всего этого времени здесь учат высокому искусству оказания помощи и выхаживания больных. Подготовлено уже несколько поколений специалистов сестринского дела и других медицинских специальностей, которые успешно трудятся в медицинских организациях Кузбасса, России и за рубежом.

Биография медицинского колледжа неразрывно связана с историей Кузбасса, города Кемерово, становлением здравоохранения Кемеровской области.

Если обратиться к периоду создания учреждения, то 30-ые годы 20 века — не простое время. В годы первых пятилеток происходила закладка фундамента промышленного комплекса, набирала обороты угольная и химическая промышленность. Кемерово становится новым индустриальным центром Кузбасса. Увеличение притока населения, несомненно, вызывало острую необходимость в обеспечении качественной и доступной медицинской помощи. Большой дефицит врачебных и сестринских кадров предопределил создание школы медицинских сестер в городе.

В соответствии с приказом № 642 Народного комиссариата здравоохранения СССР в 1935 году в г. Кемерово была открыта школа медицинских сестёр при городской больнице № 1.

Эта школа, по сути, и стала прообразом медицинского колледжа. Тогда на курс набирались по 20-25 человек, занятия шли в три смены. Учебников, наглядных пособий и тетрадей не было вообще, весь лекционный материал давался под запись.

Преподавателями и наставниками первого поколения студентов стали легендарные врачи, впоследствии ставшие заслуженными врачами РСФСР: Подгорбунский Михаил Алексеевич, Раппопорт Матвей Семенович, Аникин Сергей Владимирович, Пронин Александр Сергеевич, Альшиц Сарра Самуиловна, Кобытева Олимпиада Ивановна, Алексеева Ариадна Алексеевна и многие другие.

С 1937 года больницы Кемерова стали регулярно пополняться квалифицированными специалистами среднего звена. В военные годы выпускники практически целыми курсами уходили на фронт. К 1943 году — времени основания Кемеровской области — это уже стабильно функционирующее учебное заведение медицинского профиля. Более подробно об истории колледжа можно прочитать в очерке о Кемеровском областном медицинском колледже.

В 1955 году школа медицинских сестер была реорганизована в медучилище, а с 1992 года работает в статусе колледжа.

Сейчас в составе колледжа пять крупных филиалов в городах: Анжеро-Судженск, Белово, Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецк, Прокопьевск; и четыре малых — в городах: Междуреченск, Юрга, Мариинск, Таштагол.

У каждого филиала собственная биография. До вхождения в состав колледжа в 2009 году крупные филиалы развивались как самостоятельные образовательные учреждения. История их открытия в целом повторяет судьбу кемеровского колледжа. Откликаясь на потребности растущего населения городов, в 30-ыеи 40-ыегоды здесь стали открываться школы медицинских сестер, впоследствии ставшие медицинскими училищами.

Малые филиалы были открыты уже в последние десятилетия, ориентируясь на потребности муниципальных систем здравоохранения в сестринских кадрах.

Являясь в Кузбассе условным «монополистом» в сфере среднего профессионального медицинского образования, колледж имеет возможность формировать территориально-отраслевую организацию ресурсов, максимально учитывать потребности муниципальных рынков труда и выстраивать единое образовательное пространство, гарантирующее качественную подготовку специалистов.

Сейчас с учётом филиалов здесь обучается 3,5 тысячи студентов. Подготовка осуществляется по семи специальностям: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лабораторная диагностика», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая» и «Фармация».

Высокое качество обучения обеспечивают более 200 преподавателей, среди которых 9 кандидатов медицинских наук, 3 (трое) — имеют звание «Заслуженный учитель», 85 % — аттестованы на высшую и первую квалификационные категории.

Ежегодно выпускается около 800 молодых специалистов.Показатели трудоустройства выпускников у колледжа высокие — в среднем 86 процентов (аналогичный российский показатель на уровне60-типроцентов).

По оценкам главных врачей и главных медицинских сестер медицинских организаций Кузбасса: выпускники колледжа отличаются не только профессиональными знаниями и владением современных технологий, но и высочайшей ответственностью, гуманностью, преданностью медицине и своим пациентам.

В колледже сформирована современная учебная инфраструктура, ориентированная на опережающее обучение, формирование у студентов готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, обеспечивающих их профессиональную мобильность и конкурентоспособность.

В настоящее время средний медицинский персонал должен обладать все более сложными медицинскими, педагогическими, психологическими, техническими познаниями и навыками. И медицинский колледж стремится идти в ногу со временем, создавая инновационную профессионально-образовательную среду для воспитания специалистов, которым предстоит работать в пространстве новых технологических задач и условий.

Выпускать качественные кадры помогает хорошая материально-техническая оснащенность. Необходимый инструментарий, препараты, расходные материалы и строгое соблюдение алгоритма действий в той или иной ситуации приближают учебный процесс к реальным условиям.

Отработка практических навыков проводится в различных кабинетах доклинической практики и лабораториях, оборудованных в соответствии с последними достижениями современного здравоохранения. Такая деятельность занимает 70 процентов учебного времени. Профессиональные навыки студенты приобретают сначала в кабинетах, а затем в организациях практического здравоохранения.

В последние годы взят курс на совместную деятельность колледжа и практического здравоохранения. Специалисты-практики — главные медицинские сестры, медицинские сестры, специалисты иных направлений участвуют в разработке образовательных программ образовательной организации, в курировании практики студентов, являются наставниками групп студентов и отдельных студентов.

Медицинский колледж имеет более 130 договоров о проведении практической подготовки студентов и 98 договоров о социальном партнерстве с медицинскими организациями области.

В больницах, клиниках специально выделяются помещения для учебных целей. Так, за колледжем в медицинских организациях Кузбасса закреплено 35 кабинетов, общей площадью почти полторы тысячи кв. м. Они оснащены необходимым оборудованием, расходными материалами, фантомами, муляжами, которые приобретаются на средства и колледжа, и медицинских организаций.

За время учебы студент успевает побывать в максимальном количестве медучреждений, закрепленных за колледжем в качестве баз практики, а к последнему курсу делает свой выбор, в медицинской организации какого профиля он хотел бы работать.

Постепенно колледж совместно с медицинскими организациями переходит к созданию сети симуляционных кабинетов. Подобные классы, их еще можно назвать тренажерные, начали появляться в стране совсем недавно, и есть далеко не во всех регионах. Они предназначены для отработки практических навыков в условиях, максимально приближенных к реальности.

Например, в последние годы открыта — реанимационная палата для новорожденных, созданная на базе МБУЗ ДГКБ № 5 в Кемерове. Палата оснащена самым современным медицинским оборудованием (кювезы, аппарат ИВЛ и т.д.), муляжами и фантомами, которые едва отличимы от реальности.

Второй симуляционный класс — по перемещению пациентов на базе ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по Кемеровской области». Класс оснащен медицинской мебелью, аппаратурой, реалистичными манекенами, тренажерами для сердечно-легочной реанимации, приспособлениями для перемещения и пр.

Симуляция — это не только муляжи, манекены и фантомы, на которых отрабатываются различные виды манипуляций, это и возможность моделировать определенный ход событий.

Тесная связь с практикой сегодняшней медицины выгодно отличает колледж от аналогичных учебных заведений в других регионах.

В процессе подготовки очень важно научить студентов находить профессиональные решения в конкретных ситуациях. Ситуационные методы обучения — это тоже ноу-хау колледжа. По такому принципу, например, колледж анализирует готовность выпускников к самостоятельной практике на ежегодных конкурсах профессионального мастерства, когда участнику задается определенная ситуация (автомобильная катастрофа, взрыв газа, работа палаты интенсивной терапии, прием пациента в фельдшерско-акушерском пункте и т.д.) и оценивается его тактика действий и приобретенные навыки. По таким же ситуационным методам обучения организована работа со студентами в симуляционных классах.

Результаты обучения и итоговой аттестации выпускников оценивают практикующие специалисты. При этом будущие лаборанты сдают квалификационный экзамен в лаборатории, медсестры — у постели больного, а фельдшеры — в поликлинике. С 2013-2014учебного года выпускники в качестве итоговой работы будут представлять Государственной экзаменационной комиссии дипломную работу.

В новом веке Кемеровский областной медицинский колледж развивается как многофункциональная система, включающая образовательный, научно-методический и инновационный блоки.

В последнее десятилетие, откликаясь на запросы практического здравоохранения, существенно расширены границы деятельности образовательной организации. Открыты Центр содействия укреплению здоровья студентов, Научно-методический консультативный центр для среднего медицинского персонала, Учебно-методический центр медицины катастроф, Центр повышения квалификации преподавателей, Центр информационных технологий, Музей истории колледжа и др.

На базе колледжа организовано повышение квалификации среднего медицинского персонала Кузбасса, реализуются дифференцированные программы переподготовки и последипломного образования. Ежегодно около семи тысяч специалистов проходят обучение по различным программам на отделении дополнительного образования.

Более15-ти лет в учебном заведении действует научно-методический консультативный центр, который помогает практическому здравоохранению в создании учебных пособий, видеофильмов, проведении школ здоровья. Преподаватели осуществляют консультирование практикующих медицинских сестер, проводят научные исследования и разрабатывают инновационные проекты.

В рамках участия медицинского колледжа в проектах Международного центра по сотрудничеству в области паллиативного ухода Всемирной организации здоровья (Оксфорд) в практику лечебно-профилактических учреждений Кузбасса внедряются новейшие сестринские технологии. Среди них инновационные проекты по паллиативной и оккупациональной сестринской помощи, «Школа обучения навыкам ухода за тяжелобольными на дому», «Безопасная больничная среда», «Эргономика: перемещение медицинской сестры и пациента». При непосредственном участии преподавателей колледжа разрабатывалась уникальная Губернаторская программа «Санаторий на дому».

Колледж предлагает комплексные социально-медицинские услуги населению области. Для специалистов разных ведомств Учебно-методическим центром медицины катастроф проводятся курсы по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при различных видах поражения в чрезвычайных ситуациях. Такую подготовку на площадке колледжа проходят пожарные, полиция, педагоги, представители силовых структур, охранных предприятий и многие другие.

Колледж долгое время выступает в качестве методической площадки для системы образования Кузбасса по распространению здоровьесберегающих технологий. Здесь разрабатываются методические рекомендации для преподавателей СПО: как правильно проводить оздоровительную работу со студентами в учебное и внеучебное время. Как правильно, с точки зрения медико-физиологического сопровождения, организовать учебный процесс, как формировать культуру здоровья обучающихся, включая систему психолого-педагогических воздействий, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании, табакокурения, как создать устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни.

С 2000 года на базе колледжа действует Центр содействия укреплению здоровья студентов, который старается работать на опережение, продумывая профилактические мероприятия в студенческой среде с учетом негативных тенденций. Главная задача — повышение уровня культуры здорового образа жизни студентов, развитие личной ответственности за свое здоровье, мотивирование молодежи на ведение здорового образа жизни.

В колледже созданы оптимальные условия для самореализации ребят и глубокого погружения в профессиональное пространство.

При колледже активно развивается НИРС, действуют научные кружки, проводятся цикловые и тематические студенческие научно-практические конференции. Привлекаются обучающие к работе с населением в рамках распространения знаний о здоровом образе жизни. Особенно среди студентов и молодежи.

Особенный эффект по информированию молодежи достигается, когда об этом рассказывают не взрослые, а сверстники. Т.е. по принципу «равный обучает равного». У аудитории больше доверия и интереса к своим сверстникам, и, соответственно, информация усваивается с лучшим эффектом. Такая работа ведется в колледже непрерывно, и надо, сказать, студенты с удовольствием в ней участвуют. Ведь обучая других, они закрепляют и свои знания и навыки.

Бережно сохраняя традиции милосердия, в колледже действуют студенческие волонтёрские отряды: «МОСТ» (молодежный отряд социальной терапии), донорское движение «Река жизни», школа «Сестричка».

Ребята в своё свободное время оказывают посильную помощь пенсионерам, ветеранам, инвалидам, шефствуют над домом ребенка, проводят занятия по медицинской тематике в школах и детских домах, дают благотворительные концерты в онкологическом диспансере, организуют сборы средств и игрушек для детей-сирот, а также проводят мини-акции и лектории в вузах, школах и детсадах.

Все мероприятия, в которые вовлечены студенты: конкурсы мастерства, участие в научной и информационно-пропагандистской работе учебного заведения, не только приносят практическую пользу населению области, но и позволяют студентам проникнуться престижностью профессии медицинского работника, ощутить свою сопричастность к благородному делу спасения здоровья и жизни людей.

Деятельность Кемеровского областного медицинского колледжа востребована и высоко оценена: в 2010 году КРОО «Профессиональная ассоциация медицинских сестёр Кузбасса» наградила учреждение медалью «За особый вклад в развитие сестринского дела в Кузбассе».

По итогам всероссийского конкурса «100 лучших ссузов России» в 2013 году ГБОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж» вошел в сотню лучших образовательных организаций среднего профессионального образования в двух номинациях «Лучший социально ориентированный колледж» и «Лучший колледж в области партнерства с производством». 

По итогам 2014 года ГБОУ СПО "КОМК" снова вошел в число 100 лучших ссузов России. На Петербургском образовательном форуме, который проходил 24-27 октября 2014 года, медицинскому колледжу вручены заслуженные награды:  Золотая медаль «Европейское качество», диплом лауреата, а также 4 диплома по номинациям: «Проект года» (за оригинальную идею и воплощение в проведении «Чемпионата профессий»), «Лучший профильный колледж», «Лучший инновационный колледж», «Лучший социально-ориентированный колледж».