Аутизм: дети дождя


2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. 

Этот день был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года. Аутизм относится к числу заболеваний, которые прогрессируют с каждым годом. По данным ВОЗ расстройства аутистического спектра встречаются у одного из 59 детей в мире, причем ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%.  Несмотря на то, что диагноз «аутизм» официально существует, детей (как и взрослых людей) с таким диагнозом в цивилизованном мире не принято считать больными в традиционном смысле слова. Правильнее и этичнее считать аутистов - людьми с нарушениями восприятия и коммуникации с внешним миром. У аутистов в той или иной степени восприятие окружающего мира нарушено (одни информационные сигналы, которые мы обычно игнорируем, аутисты воспринимают чрезмерно интенсивно; и наоборот – другие, важные для нас посылы извне, они могут вообще не воспринимать как таковые). Они иначе, нежели «обычные» люди, реагируют на проявления окружающего мира, а также иначе общаются в рамках социума.

Детей с расстройством аутического спектра (РАС) называют поэтическим выражением «дети дождя», но за ним скрывается каждодневный подвиг людей (родителей, медицинских работников, воспитателей, педагогов), столкнувшихся с этим явлением.

Ученым так и не удается достоверно установить причины заболевания, в некоторых случаях развитие аутизма, помимо генных модификаций, связно с поражением ЦНС, нарушением обмена веществ, воздействием вирусных и бактериальных инфекций, чрезмерным употреблением антибиотиков, химическим воздействием на организм матери в период беременности.

 Признаки аутизма у детей

- Нарушенное социальное взаимодействие. Контакт глаза-в-глаза нарушен или полностью отсутствует, ребенок не может воспринять эмоции человека, который пытается с ним общаться, его лицо маскообразное: он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого не понятна; не интересуется ровесниками и всегда находится в одиночестве;

- Нарушенная коммуникация. Отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм), ребенок повторяет одни и те же фразы, лишенные смысла, не реагирует на чужую речь;

- Нарушенное социальное воображение. Не может фантазировать и не понимает, что такое игра и свою роль в ней (например, в дочки-матери или в магазин и т.п.), выстраивает предметы в линейку, не осознает опасных ситуаций и может часами крутить колесо в машинке или повторять другие действия;

- Стереотипное поведение. Включает в себя зацикленность на одном занятии, повторение каждодневных ритуалов, развитие страхов и навязчивых идей. Если последовательность ритуала нарушается, ребенок впадает в истерику или может проявлять агрессию/самоагрессию.

Синдром Аспергера

Это одно из расстройств аутистического спектра. Его симптомы проявляются в более легкой форме, и, несмотря на сложности в освоении бытовых и социальных навыков, очень часто люди с синдромом Аспергера демонстрируют прекрасную память, иногда ловкость и сообразительность, внезапно могут произнести сложную фразу, проявить незаурядные познания в отдельных областях, чувственность к музыке, к стихам, природным явлениям.

В истории есть случаи гениальных людей с таким заболеванием. Так, например, Альберт Эйнштейн с трудом вступал в контакт с людьми, плохо учился в школе, испытывал затруднения в выражении мыслей. Это не помешало ему стать Нобелевским лауреатом. Есть сведения, что один из умнейших людей и создатель эволюционной теории происхождения видов – Чарльз Дарвин - страдал аутизмом, любил одиночество, избегал общения с людьми, его движения отличались стереотипиями.   Наличие симптомов аутизма отмечали и у самого богатого человека планеты - Билла Гейтса. Многие выдающиеся современные музыканты, артисты, режиссеры отмечают у себя признаки расстройств аутического спектра.

Несмотря на то, что в настоящее время недуг медикаментозно не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее в этом случае – ранняя диагностика симптомов, регулярные занятия и создание наиболее благоприятной среды для аутиста.

Важно понимать, что аутизм не является приговором. Большую роль в социальной реабилитации «детей дождя» отводят медицинским работникам, их умению находить контакт с эти замкнутым, эмоционально нестабильным, зачастую не терпящим прикосновений к себе пациентом. Ведь только при условии ранней характеристики симптомов, правильного ухода, коррекции и поддержке со стороны специалистов, родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и

обрести счастье, став взрослым.

                                                                                                                                                                                                              ЦСУЗС

01.04.2021

Возврат к списку